В данной статье хочется отметить крупные конструкторские бюро и глобальные достижения и успехи научно исследовательских проектно-конструкторских организаций нашей страны.
Не смотря на громкое название, автор уважает труд любого, кто выполняет свою работу на совесть.
Все ключевые моменты развития техники непосредственно являются плодом трудов того или иного проектно конструкторского бюро. В частности, за развитием и результатом всегда стоят талантливые и грамотные специалисты, гениальные технические решения и вера в будущее.
Так как наша жизнь многогранна, спектр проектных организаций так же велик. Проектное бюро есть в каждой области промышленности, но чаще всего на слуху предприятия оборонного комплекса России.
Ракетно-космические конструкторские бюро
Безусловно легендарной можно считать ракетно-космическую отрасль, так как она открыла нам новую дверь в абсолютно неизученное пространство.
РКК "Энергия"
Одним из ведущих проектно конструкторских бюро в этой отрасли является ракетно-космическая корпорация “Энергия” имени Сергея Павловича Королёва. Основой этого КБ стало Особое конструкторское бюро №1, находившееся в 1950 году под руководством Сергея Павловича. В этом конструкторском бюро разработаны: первый искусственный спутник земли, автоматические межпланетные станции, ракета-носитель Р-7, грузовой космический корабль “Прогресс”, ракета сверх-тяжелого класса “Энергия”. Это ли не революция и прогресс! РКК “Энергия“ и в настоящее время является мощным столпом ракетно-космических сил страны.
АО «МКБ «Факел»
Также, признавая заслуги этой отрасли, нельзя не отметить Машиностроительное конструкторское бюро “Факел” им. академика П.Д. Грушина. Данное предприятие является лидером ракетостроения. В стенах данного предприятия разрабатывались: противокорабельный комплекс «Шторм», морские и наземные зенитные ракетные комплексы и многое другое. Коллектив “Факела” гордится своими разработками, в том числе зенитно ракетными комплексами: 3К330 “Тор”, 9К33 “Оса” и многими другими.
АО «КБ «Арсенал»
Ещё одним гигантом является Акционерное общество “Конструкторское бюро “Арсенал” имени М.В. Фрунзе", которое также начало свою деятельность в послевоенные годы (1949 г.). Задачей КБ была разработка вооружения для корабельной артиллерии. В последующие годы КБ “Арсенал” расширил сферу деятельности и охватил задачи, связанные с гражданскими и ракетно-космическими потребностями. Ряд разработок был удостоен премий. Например, серия артиллерийских установок ЗИФ-67, ЗИФ-72, ЗИФ-75. Современный “Арсенал” трудится над разработками космической техники.
Судостроительные конструкторские бюро
Касаясь темы военной техники, нельзя стороной обойти отрасль судо- и кораблестроения.
АО «ЦМКБ «Алмаз»
В 1949 году было создано Специализированное конструкторское бюро №5 для проведения проектных работ торпедных катеров дальнего следования. Предприятие и по сей день существует и является проектной организацией, специализирующейся на военно-морском флоте, но уже носит название Центральное морское конструкторское бюро “Алмаз”. Многие страны мира эксплуатируют катера и корабли, разработанные в КБ “Алмаз”. Достижениями данного КБ являются разработки корабля на втоматически управляемых подводных крыльях «Ураган», корвета на воздушной подушке «Сивуч», «Зубр» и др.
АО «СПМБМ «Малахит»
Коллегами “Алмаза” по флоту является Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения “Малахит” им. академика Н.Н. Исанина. “Малахит” специализируется на разработке подводных лодок, в том числе ядерных. Специальное конструкторское бюро (СКБ), в дальнейшем ставшее СПМБМ «Малахит», было создано в 1948 г. на территории Германии. Большим достижением конструкторской работы коллектива была разработка, постройка и успешные испытания первой атомной подводной лодки проекта 627. Коллектив конструкторского бюро неоднократно был награждён государственными наградами. Предприятие существует по настоящее время и работает над военно-техническими проектами, средствами пожаротушения, средствами освоения мирового океана и другими проектами.
Авиационные конструкторские бюро
Конечно, отдельно необходимо выделить авиацию. Первые конструкторские бюро самолетостроения сформировались в 20-х годах, начали делать опытные образцы и запускать их в серийном производстве.
ЦАГИ
Таким примером является Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского, основанный в 1918 году на базе Аэродинамической лаборатории МВТУ и Авиационного расчётно-испытательного бюро (РИБ). Предприятие стало флагманом авиационной науки. Институт работает над конструктивом, аэродинамикой и компоновкой самолетов, вертолетов и др. летательных аппаратов. КБ в своём составе имеет мощную лабораторную и испытательную базу. Большой вклад внесён этим предприятием в транспортную авиацию, разработав такие самолёты, как: Ил-96, АН-124,ТУ-204. Также в КБ успешно развивается в аэродинамической разработке вентиляторов и компрессоров. Одной из самых значимых разработок КБ стало создание воздушно-космического самолета «Буран».
ОАК
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) — современное предприятие, в состав которого вошли несколько конструкторских бюро авиационного направления, в том числе: ПАО «Компания «Сухой», ПАО «Туполев» и другие. Основные задачи, решаемые в рамках конструкторской части являются: разработка, производство и испытания авиационной техники различного назначения. Из последних разработок можно отметить: Як-13, МС-21 Як-52М и Як-152 и дистанционно-пилотируемые аппараты «Пчела», «Эксперт» и «Альбатрос».
Приборостроительные конструкторские бюро
Безусловно, необходимо отметить такую важную отрасль, как приборостроение, пожалуй, единственную, без которой сложно представить все остальное.
ОКБ ИКИ
Самым передовым в этом направлении было конструкторское бюро приборостроения ОКБ ИКИ АН СССР. ОКБ создавало приборы для космических аппаратов, а также уникальные оптические, механические и другие приборы. Одним из первых это предприятие разработало и освоило изготовление микроэлектроники и лазерных технологий. К сожалению, сейчас предприятие ликвидировано.
РПКБ
Раменское Приборостроительное Конструкторское Бюро (РПКБ) — предприятие, созданное в 1947 г., продолжает работать и сейчас. В РПКБ активно разрабатывают и поставляют комплексы бортового радиоэлектронного оборудования для самолетов, вертолётов и беспилотных летательных аппаратов. Это лидирующая организация, коллективом которой была разработана авионика (навигационно-пилотажная система) для боевых самолётов и вертолётов.
История всех этих предприятий удивительны и вдохновляют своими достижениями. Это далеко не полный перечень заслуженных конструкторских бюро России, но мы постарались отметить одни из значимых предприятий в данной сфере. Если у вас есть дополнения или замечания к данному материалу просим сообщить нам.
Предприятия подобный структуры прекрасно справляются с крупными государственными задачами, но не достаточно гибки, чтобы оперативно решать локальные задачи бизнеса. Безусловно, вышеперечисленные исторические предприятия будут существовать еще долго, а мы будем благодарить их за труд и достижения. Каждое из них имеет уникальную историю и огромный вклад в развитие страны.
В современных быстроменяющихся условиях на помощь бизнесу, производству, и отчасти на смену махинам индустрий, приходят конструкторские бюро нового формата — меньшие по размаху, но за счёт этого более современные, гибкие к потребностям рынка и промышленности. По такой модели работает и наше КБ. Мы помогаем своим заказчикам получить конструкторскую документацию для решения, как локальных задач (чертежи деталей, узлов, в рамках реверс-инжиниринга или сертификации), так и более глобальных — разработка КД на оборудование, изделия (в рамках задач по обновлению технического парка и т.п.).
Дополнительная информация о нас приведена в разделе "О компании".
Также вы можете ознакомится с примерами выполненных работ в разделах "Портфолио" и "Кейсы"